Мьянма – это Панама сегодня?..

03.03.2021
0
7 720
---
Мьянма – это Панама сегодня?.. через, Мьянмы, Мьянме, между, канала, Мьянмой, вариант, границы, проект, против, проекта, стране, Пекина, перешеек, Таиланда, только, вблизи, власти, таиландской, маршрут


Сто лет спустя...



В начале ХХ века США, чтобы построить «свой» Панамский канал, отделили Панамский регион от Колумбии. Но с перешейком Кра (на карте это выше самой верхней таиландской перемычки) такое вряд ли случится: этого не может допустить коммунистический Китай...

Недавний военный переворот в Мьянме (Переворот, о котором знали все) не без оснований расценивается на Западе как фактор дальнейшего усиления влияния Пекина в этой стране. Но такая оценка весьма «ущербна» по целому ряду причин.

Среди прочего и потому, что «агрессивный» Китай давно инициирует и вдобавок планирует финансировать сооружение судоходного канала между Тихим и Индийским океанами. Он может пройти через перешеек Кра на юге Мьянмы или в приграничье Мьянмы и Таиланда.

Кстати, нельзя исключать реализацию и сразу двух проектов вместе. Пока же конкретный маршрут ещё не выбран, но чаша весов после переворота в Мьянме склоняется, как ни странно, в пользу проекта через эту страну. Стабильность, пусть и с автоматами в руках, явно притягивает таких инвесторов, как китайские.

И 250 лет назад


Проекту уже как минимум 250 лет: впервые он был разработан французским инженером де Ламаром в 1677-1678 годах... Но интерес к проекту стал реальным, только когда в Малаккском проливе стало по-настоящему тесно.

Мьянма – это Панама сегодня?.. через, Мьянмы, Мьянме, между, канала, Мьянмой, вариант, границы, проект, против, проекта, стране, Пекина, перешеек, Таиланда, только, вблизи, власти, таиландской, маршрут


Вести же суда в обход половины Индонезии – это, согласитесь, не бизнес. Китай же и без того располагает, например, нефте- и газопроводом в Мьянме с начала 2010-х годов.

Именно по этим артериям в КНР из морских портов Мьянмы до сих пор поступает не только бирманское, но и ближневосточное сырьё (Между США и Китаем: почему Мьянма стала полем для конкуренции держав?).

Также КНР имеет свои терминалы в этой стране на побережье Индийского океана.

Мьянма – это Панама сегодня?.. через, Мьянмы, Мьянме, между, канала, Мьянмой, вариант, границы, проект, против, проекта, стране, Пекина, перешеек, Таиланда, только, вблизи, власти, таиландской, маршрут


Сооружение «трансбирманского» канала тем более усилит позиции Пекина не только в Мьянме, но и в бассейне Индийского океана. Особенно с учётом планируемого Пекином строительства железной дороги через Мьянму – к портам Читтагонг и Кокс-Базар на востоке Бангладеш, расположенным вблизи границы этой страны с Мьянмой.

Всё это едва ли отвечает интересам США и в целом Запада. В середине июня 2017 г. было подписано китайско-таиландское межправительственное соглашение о доработке проекта межокеанского судоходного канала через узкий перешеек Кра вблизи границы Таиланда с Мьянмой.

По согласию? По согласию!


В то же время действует аналогичное соглашение КНР с Мьянмой начала 1980-х, предусматривающее создание данной артерии в основном через территорию этой страны. До 80 % совокупного финансирования по реализации проектов намечено за счёт государственных и коммерческих инвестиций КНР.

При военных властях в Мьянме, руководивших страной в 1960-х - начале 2010-х гг., она превратилась в важнейший политико-экономический форпост КНР. Те же власти отказывались от участия Запада в доработке и реализации проекта канала, предпочитая активно сотрудничать с КНР и в таком проекте.

Похоже, именно этот фактор, а не «хроническая узурпация» власти военными Мьянмы стал первопричиной санкций, введённых в 2003-2005 гг. против неё США и другими странами НАТО, а также ООН. В 2012-2014 гг. санкции были отменены в связи с восстановлением в стране гражданских государственных институтов и, соответственно, парламентской демократии.

Приход военных к власти в Мьянме в феврале 2021 г. расценивается на Западе как возвращение страны под «опеку» КНР. Что, в свою очередь, может привести к реализации «прокитайского» проекта Кра-канала – то есть именно через Мьянму.

Только санкции, ничего личного


По имеющейся информации, китайско-мьянмская комиссия по этому проекту в январе уже нынешнего года возобновила свою работу. Характерно в этой связи, что президент США Джо Байден, а параллельно с ним и премьеры Великобритании и Канады на днях заявили о возобновлении санкций против Мьянмы.

Если поподробнее о канальном проекте, маршруты через Кра сократят путь между Тихим и Индийским океанами минимум наполовину и тем самым радикально изменят географию трансконтинентальных грузопотоков в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Быстрый рост международных грузоперевозок через проливы и моря Юго-Восточной Азии требует создания не менее двух параллельных путей через упомянутый перешеек.

Традиционный – обходной морской маршрут через индонезийские, малайзийские проливы и Сингапур – уже с трудом справляется с растущим грузовым потоком. Между тем совокупная инвестиционная стоимость обоих вариантов канала остаётся весьма значительной.

При этом мьянмский вариант, в отличие от таиландского, всё же немного дешевле – соответственно, около 17,5 млрд $ против 18-18,5 млрд $, по оценкам экспертов АСЕАН и АТЭС. Пропускная способность этих каналов запроектирована в 31-35 тыс. судов в год.

Малайзия тоже не против


Существует также малайзийский проект канала – вблизи границы с Таиландом в Северной Малайзии. Но этот вариант на треть длиннее и почти на столько же дороже по строительным затратам, в сравнении с упомянутыми вариантами.

Вот точка зрения исполнительного директора экономической секции Таиландско-Китайской Ассоциации по культуре и экономике Пакди Танапура:

«Каналы через перешеек Кра сократят морской маршрут из АТР, в том числе из Юго-Восточной Азии в Европу и Африку – вместо прохода через Малаккский и соседние проливы на 1100-1300 км; сэкономит для перевозчиков 48-64 часов по транспортировке грузов».

«За этим следуют и смежные преимущества таких проектов: например, сокращение судами расходов топлива и смазочных материалов. А также 25-процентное снижение ставок межокеанского фрахта в этом районе.»

Тем временем соперничество между Янгоном и Бангкоком по этим проектам становится всё острее. Доходит до того, что власти Мьянмы периодически поддерживают таиландскую маоистско-сталинистскую компартию.

Хорошо известно, что её партизанские группы активно действуют невдалеке от возможной таиландской трассы (Красные партизаны в стране Белого слона).

Под опекой Пекина


Таиландский вариант – это около 160 км в южной, наиболее широкой части перешейка (вблизи таиландско-малайзийской границы) в направлении к Сиамскому Заливу. Эта магистраль включает сооружение параллельного нефтепровода.

А проект Мьянмы – это наиболее короткий маршрут между Индийским и Тихим океанами: не более 70 км на севере перешейка и без параллельного нефтепровода. Однако участок сухопутной границы Мьянмы с Таиландом напрямую не выходит в акваторию Юго-Восточной Азии в Сиамском заливе.

Мьянма – это Панама сегодня?.. через, Мьянмы, Мьянме, между, канала, Мьянмой, вариант, границы, проект, против, проекта, стране, Пекина, перешеек, Таиланда, только, вблизи, власти, таиландской, маршрут


Поэтому потребуется примерно 20-километровое продолжение данной трассы в соседнем районе Таиланда. Но именно проект Мьянмы позволит судам по кратчайшему пути и с меньшими расходами, чем по сугубо таиландскому варианту, курсировать в акватории Южный Китай/Гонконг-Вьетнам-Индийский океан.

Именно такой проект был разработан ещё в бывшей Бирме, которая с 1989 г. носит название Мьянма. Причём разработан с помощью СССР в конце 1950-х годов. Но проект не был реализован в связи с ухудшением политических отношений между странами.

Почти сразу, к середине 60-х годов, политико-экономическую «опеку» над Мьянмой прошлого века взял на себя Пекин. С одновременной поддержкой местной партизанской компартии, аналогичной таиландской. Чтобы в случае необходимости добиваться большего «послушания» бирманских военных властей.

Гидротехническое сходство


Между тем ситуация в регионе такова, что Пекину приходится лавировать между Мьянмой и Таиландом. И политическое, и экономическое влияние КНР в Мьянме более весомое, чем в Таиланде, поэтому, как сообщали СМИ Таиланда и Тайваня в середине 2010-х, китайская сторона и выбрала вариант через Мьянму.

Из Пекина периодически уговаривают Бангкок согласиться на то, чтобы 20-километровый участок в таиландской части Кра был включён в тот вариант. В то же время, как полагает тайваньский эксперт Люн Вэй,

«растущий товаропоток между АТР и странами бассейна Индийского океана требует создания двух параллельных путей на перешейке Кра. Так как его географическая суженность в таиландском и особенно в мьянмском секторах не позволяет создать один широкий водный путь.»

Сами же каналы на Кра, отмечает эксперт,

«по своим географическим, гидро- и другим техническим условиям будут схожими с Панамским каналом.»

Но сходство здесь по всем признакам – не только гидротехническое?..

Автор:Алексей ЧичкинИспользованы фотографии:picabu.ru, odessadaily.ua, Business-Standard.com, stringer-news.com
уникальные шаблоны и модули для dle
Рейтинг:
-
+232
+
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
геополитика
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Похожие новости:
{related-news}
все шаблоны для dle на сайте шаблоны dle 11.2 скачать
выбрать фон